Во вторник Владимир Путин встретился с руководителями и активистами созданного им более двух лет назад «Общероссийского народного фронта». Путинские «фронтовики» на своем форуме обсуждали проблемы социально-экономической и политической жизни страны. И проблем таких оказалось множество: президентские майские указы 2012 года исполнены только на 20%, причем главными саботажниками оказываются высокие правительственные чиновники; реформа здравоохранения фактически губит отечественную медицину; малый бизнес душат налогами; на госзаказах по-прежнему наживаются коррумпированные руководители; программы по строительству доступного жилья не исполняются, рубль падает, инфляция растет...
Наиболее острые темы были затронуты в вопросах, которые участники форума задали лично Путину. Одной из ведущих тем стало ценообразование, причем на самые разные виды продукции: сельскохозяйственной, промышленной, фармацевтической. Всплыл в разговоре и пресловутый дефицит гречки, цены на которую резко подскочили.
По большому счету, объяснений – почему власть не способна контролировать эти процессы – у главы государства не было. Он лишь призывал своих «фронтовиков» быть более активными, выступать в роли и экспертов, и контролеров.
Показательный диалог произошел между Владимиром Путиным и Романом Титковым, гендиректором предприятия «Дальприбор», который на форуме вел секцию «Развитие российской экономики в условиях санкций».
Р.В. Титков. Ценообразование на военную продукцию необходимо определять единым государственным документом. Именно государственным. Потому что сейчас это только методика минобороны. И в нем разрешить предприятиям иметь рентабельность 25–30 % в целях развития технологий, инженеров и импортозамещения.
В.В. Путин. Теперь по поводу очень сложного и трудно решаемого, но чрезвычайно важного вопроса – о ценообразовании. Конечно, было бы хорошо, если бы у нас был единый документ о ценообразовании. Я не знаю, как вас отблагодарить, если вы проект хотя бы такого документа представите, потому что министерство экономического развития пока не в состоянии нам представить даже проект этого документа.
И дело доходило до того, что в некоторых вопросах чуть не до скандала доходило, то есть не чуть, а до скандала, когда я приезжал на конкретное предприятие, которое изготавливает очень важную технику для обеспечения обороноспособности страны, приезжал как бы уже с решениями, которые достигнуты между заказчиком и поставщиком, между исполнителем, приезжал, садился за стол, а мне говорят: «Они не договорились». Я говорю: «Я сейчас убью вас. Я зачем прикатил сюда за тысячу километров?» И приходилось сидеть и лично принимать участие в окончательных договоренностях.
Повторимся, касается это не одного ВПК, а всех отраслей экономики, стратегически важных для государства. Но, как сознает сам президент, регулировать эту сферу его правительство и профильные министерства то ли не хотят, то ли не могут.