Через пять лет после внесения в Государственную думу законопроекта «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации» в мае 2009 года соответствующий закон был, наконец, принят. Указывая на ряд характерных признаков фашистской идеологии и практики, закон не только запрещает фашистскую пропаганду, но и «распространение заведомо ложных сведений о деятельности армий стран антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны».
Представляя этот законопроект в Государственную думу, депутат Ирина Яровая справедливо указала на то, что его содержание соответствует положениям в схожих законах, принятых в ряде европейских стран. Однако сразу же возникают вопросы: если в этих странах давно осуждена пропаганда фашизма, то почему лидеры этих стран проявляют терпимость по отношению к последователям фашизма в своих странах? Почему руководители этих стран не только игнорируют его, но активно сотрудничают с украинскими фашистами? Правительства стран Западной Европы и Северной Америки словно не замечают фашистов на Украине. Они лишь порой журят их за «радикализм», как это сделала Кэтрин Эштон, узнав об очередном налете громил из «Правого сектора» на Раду.
С одной стороны, перекрашивание фашистов в радикалов позволяет смешать в одну кучу фашистские движения с левыми. Так, выражая беспокойство по поводу растущей поляризации настроений избирателей, премьер-министр Финляндии Юрхи Катайнен недавно заявил: «На следующих выборах крайне левые и крайне правые популистские партии получат заметно большую поддержку, чем раньше. Я не думаю, что радикально настроенным партиям удастся изменить всю Европу, но их популярность растет». Такие словесные фокусы помогают лидерам правящих партий Европы изображать себя хранителями общества от крайностей, выступая против сторонников «радикальных», то есть «коренных», общественных преобразований.
С другой стороны, использование слова «радикальный» позволяет придать благообразие фашистским бандам. До сих пор в парламентах разных стран мира представлены традиционные радикальные партии, которые впервые появились на политической сцене в конце XIX – начале XX веков в Западной Европе и Латинской Америке. Несмотря на провозглашенную ими готовность осуществить «коренные» общественные преобразования, эти партии никогда не покушались на устои буржуазного строя. Радикалы не раз избирались на посты президентов в Чили и Аргентине. В ХХ веке члены радикальной партии были многократно премьер-министрами Франции. Теперь громил с Майдана ставят на одну доску с такими респектабельными буржуазными деятелями, как французские премьеры Ж. Клемансо, Э. Эррио, П. Мендес-Франс, аргентинский президент А. Фрондиси и чилийский президент П. Агирре, вступивший в 1936 г. в антифашистский Народный фронт вместе с социалистами и коммунистами. Между тем ни в погромах государственных учреждений, ни в избиениях людей на улицах сторонники Эррио, Фрондиси, Агирре и члены других радикальных партий мира замечены не были.
Маскировка фашистов под добропорядочных буржуазных радикалов позволяет обмануть общественное мнение, которое иначе было бы шокировано сотрудничеством «демократического» Запада с фашистскими движениями и партиями. Правда, для «демократических» стран Запада не в новинку сотрудничать с фашизмом. Если бы не их финансовая и экономическая помощь, Германия никогда не смогла бы создать мощную военную машину и развязать Вторую мировую войну. В 1938 году ведущие державы Запада пошли на сговор с Гитлером в Мюнхене, чтобы направить агрессию Германии против СССР. Однако после разгрома гитлеровской Германии и Нюрнбергского процесса откровенно сотрудничать с фашистами стало политически неудобно. Поэтому фюрера фашистской партии «Свобода» Тягнибока, с которым совещалась К. Эштон перед государственным переворотом, фашистских бандитов с Майдана, с которыми постоянно поддерживают контакты американские дипломаты и сенаторы, именуют «радикалами».
***
Нет нужды говорить, что ныне, как и перед началом Второй мировой войны, руководители Запада цинично попирают моральные принципы, исходя из своих корыстных интересов. Но почему же значительная часть западной общественности не возмущалась, когда по улицам прибалтийских городов стали маршировать недобитые эсэсовцы? Почему сцены вопиющего насилия боевиков «Правого сектора» над политическими оппонентами, напоминающие бесчинства итальянских фашистов и германских штурмовиков, не сопровождались массовыми протестами на Западе? Почему попрание прав миллионов русских людей, а также представителей других национальностей на Украине не вызвало в умах западных граждан ассоциаций с дискриминацией, а затем уничтожением евреев, цыган и других национальных меньшинств в Германии? Почему лозунги о «Великой Украине» и угрозы в адрес России не напомнили гражданам западных стран требования Муссолини о создании «Великой Италии» и развязанную Гитлером войну за «Великую Германию»? Почему прославление гитлеровских пособников Бандеры и Шухевича на Украине подверглось всеобщему осуждению?
***
С одной стороны, средства массовой информации Запада скрывают от читателей и зрителей наиболее вопиющие сцены фашистских бесчинств, творимых на Украине. Они не сообщают о том, что чуть ли не первым законом, принятым Радой, был запрет на право граждан Украины использовать другие языки, кроме украинского. Западные СМИ оставляют своих потребителей в неведении относительно территориальных требований вождей Майдана.
С другой стороны, в течение нескольких десятилетий общественное сознание стран Запада подвергалось целенаправленной обработке. О том, как можно преобразовать вековые представления о Зле, рассказал еще в 1953 г. в своем научно-фантастическом романе «Конец детства» писатель и ученый Артур Кларк. Роман повествует о прибытии на Землю пришельцев, которые в течение долгого времени меняют жизнь на нашей планете. При этом они не покидают своих летающих тарелок, а общаются с землянами лишь опосредованно. В течение 75 лет земляне не замечают, что постепенно содержание фильмов, картинки в книгах и прочий изобразительный материал по настоянию пришельцев изменились. Поэтому, когда через годы из летающей тарелки вышло огромное рогатое и хвостатое существо, никто из землян не ужаснулся. Вековое отвращение к дьяволу за три четверти века было искусно заменено симпатией к нему. Футуролог Кларк правильно рассчитал время, необходимое для кардинальной смены ценностных ориентиров. Примерно за такой же срок на Западе в значительной степени поменялось отношение к фашистским движениям. Поэтому когда отвратительный облик фашизма проявился на Украине, многие люди на Западе не ужаснулись, а иные даже увидели в нем привлекательные черты.
***
О том, как в течение нескольких десятилетий происходила подмена представлений о прошлом, говорилось четыре года назад на Европейской встрече представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшейся в Европейском парламенте. В своих выступлениях участники встречи с возмущением констатировали, что в школьных учебниках по истории на всю Вторую мировую войну отведена лишь пара страниц. На этих страницах нельзя найти ни слова о Московской, Сталинградской и Курской битвах, а также о других сражениях на советско-германском фронте, ставших решающими для исхода Второй мировой войны. Ничего не узнают школьники и о потерях советских людей в годы Великой Отечественной войны. По словам представителя Рабочей партии Бельгии М.А. Стаке, «всё сделано для того, чтобы молодые люди поняли только две вещи: «причиной войны стала ненависть нацистов к евреям» и «коммунизм – это то же самое, что и фашизм».
Учебники, по которым школьники Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы изучают прошлое, скрывают от них подлинную природу фашизма. Поэтому школьникам и студентам невдомек, что еще до начала войны первыми и главными врагами фашистов были коммунисты. Они не знают, что создание правящими классами капиталистических стран фашистских партий было предпринято вскоре после начала Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. с целью сохранить и упрочить буржуазные порядки.
Зато под воздействием образования, а затем политической пропаганды нынешние школьники и их родители напичканы стереотипами дремучего антикоммунизма. В августе 2008 г. во время отдыха в Хорватии мы с женой сидели в кафе города Задар, когда к нам за столик подсела немецкая пара. Очевидно, догадавшись, что мы русские, они стали громко обсуждать между собой последние новости из Грузии, повторяя, словно текст считалки, слова: «Венгрия... Чехословакия... Красная Армия... ГУЛАГ... Сталинизмус».
Удивительно ли, почему западный обыватель легко поверил лживым репортажам о «героях Майдана», якобы сражавшихся за свободу от «извечной тирании русских», почему западное общество так дружно поверило заявлениям Ф. Расмуссена и других о том, что референдум в Крыму был проведен под дулами автоматов, почему многие люди на Западе охотно пошли бы на организацию самой жестокой блокады России, если бы только не знали, что сами пострадают от нее?
А что у нас?
Разумеется, в нашей стране невозможно так легко вытравить память о Великой Отечественной войне, фашизме и вкладе советского народа в разгром гитлеровской Германии и ее союзников. Но достаточны ли знания современной молодежи России о фашизме и его природе?
Каждый год я прошу своих студентов рассказать мне, что такое «поджог рейхстага». Чаще всего они отказываются это сделать, говоря, что никогда не слышали об этом событии. Порой же звучат такие ответы: «Когда наши брали Берлин, в рейхстаге начался пожар». Правда, в учебнике Н.В. Загладина «Всеобщая история» для 9-го класса школы сказано: «Поджог здания рейхстага в феврале 1933 г., приписанный коммунистам, стал поводом для кампании репрессий против руководства КПГ». Однако в других школьных учебниках истории об этом факте ничего не сказано. А ведь в советское время помимо подробного рассказа об этой провокации в учебниках говорилось о Лейпцигском процессе и мужественном поведении на нем Георгия Димитрова, о стойкости Эрнста Тельмана, брошенного в гитлеровские застенки. В Москве были воздвигнуты памятники этим бесстрашным борцам против фашизма. На экранах и телеэкранах демонстрировались художественные и документальные фильмы об этих вождях международного коммунистического движения, антифашистской борьбе коммунистов всего мира. Ныне эти фильмы никогда не показывают, а порой раздаются голоса с требованием снести памятники Димитрову и Тельману.
***
А что узнают наши школьники о бандеровцах? О послевоенных событиях на Западной Украине в учебнике «История России. России. XX – начало XXI века» под редакцией А.А. Левандовского и других сказано, что тогда на крестьянские хозяйства Западной Украины «обрушилась волна насильственной коллективизации», и многие кулаки были высланы в Сибирь. В учебнике «История России. XX – начало XXI века» под редакцией Н.В. Загладина и других о послевоенных событиях на Западной Украине сказано о высланных в 1947–1953 гг. «по обвинению в пособничестве оккупантам, участии в антисоветской деятельности». Об изуверских злодеяниях бандеровцев не сказано ни слова.
В то же время распространяются книги, в которых бандеровцев воспевают. Так в своей книге «Россиеведение» И. Чубайс выразил восхищение этими фашистскими бандитами, объявив их борцами против «бесчеловечной власти». Оправданию фашистских пособников посвятил целый раздел в своей широко распространявшейся в России книге «Десять сталинских ударов» фальсификатор истории Великой Отечественной войны Владимир Бешанов. Описывая события 1944 г., он утверждал: «Вернувшаяся власть вела себя не лучше немецких оккупантов». С нескрываемой печалью он писал, что в ходе ликвидации бандеровщины «УПА изначально была обречена на поражение, так как не могла в одиночку одолеть могучую тоталитарную систему».
Ныне попытки реабилитировать фашизм предпринимаются в самых разных формах. Как и за пределами нашей страны, возрождение фашизма происходит на почве буржуазной идеологии, основанной на принципах социального и национального неравенства. Неслучайно крушение советского строя совпало с повсеместным распространением во всех республиках СССР идей крайнего национализма и ксенофобских настроений, появлением экстремистских организаций фашистского толка и даже поклонников Гитлера.
Ныне распространению фашистской идеологии способствует антикоммунизм, постоянно пропагандируемый в нашей стране. Клевета на Советский Союз и коммунистическое движение, которые стояли во главе борьбы с фашизмом с его возникновения, неизбежно ведет не только к искажению правды о фашизме, но и к солидарности с фашистской идеологией. Напротив, пропаганда идей коммунизма вооружает людей для последовательной антифашистской борьбы. Как и в годы Великой Отечественной войны, когда советские воины шли в бой под знаменами с изображением Ленина, образ основоположника Советского государства стал символом борьбы против фашизма на Украине. Фашисты с бешенством свергают памятники В.И. Ленину. Антифашисты собираются на площадях имени Ленина вокруг памятников, воздвигнутых в его честь. В то же время очевидно, что между теми, кто сносит памятники В.И. Ленину на Украине, и теми, кто требует уничтожения ленинских памятников в России, нет никакой разницы, хотя последние нередко изображают себя противниками бандеровцев.
***
В преамбуле закона «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации» справедливо отмечено, что «народы нашей страны внесли решающий вклад в разгром фашизма, в избавление человечества от фашистского порабощения и геноцида». Теперь перед Россией стоит задача дать решительный отпор тем, кто пытается реставрировать фашизм.
Однако фашистские идеи и фашистскую деятельность нельзя остановить только законодательными актами. Лишь разоблачение фальши антинаучных и антиисторических представлений, широко распространяемых ныне в антисоветском и антикоммунистическом обличье, может сдержать фашизм. В советское время антифашизм воспитывался с детства. В школах ежегодно в начале февраля проводили Дни юного антифашиста. Учебники истории содержали научно обоснованные и аргументированные материалы о природе фашизме и истории антифашистской борьбы. Необходимо, чтобы средства массовой информации страны были широко открыты для ведения антифашистской пропаганды. Нынешние события на Украине свидетельствуют о том, насколько актуальным стало это направление идейной борьбы против страшного врага человечества.
Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ