Нет, дети – это не цветы,
а наши ветви, наши корни.
Поэт Ю. Леднёв
У моей знакомой, Надежды Сергеевны, тяжело заболел ребенок. Все заботы по уходу за ним легли на бабушку, так как матери надо было зарабатывать на жизнь – у нее еще есть дочь школьница.
Семилетнюю Аню бабушка, можно сказать, выходила, но вот потребовался восстановительный период для окончательного выздоровления. И Надежде Сергеевне врачи посоветовали отправить дочь в детский санаторий «Истра» – филиал Центральной детской клинической больницы Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). Этот центр санаторно-восстановительного лечения и реабилитации, как написала газета «Подмосковная правда», имеет богатые традиции и опыт. В советское время он был санаторием всесоюзного значения, где, например, в 1986 г. проходили реабилитацию дети из районов Чернобыльской АЭС.
Кстати, в России подобных центров осталось всего два. Это не только один из лучших детских санаториев – здесь часто отдыхали и дети-сироты.
Сегодня попасть в этот санаторий очень трудно, просто недоступно. Беспредельное господство рынка ударило и по детям. Дело в том, что в этом году уникальный центр лишили половины финансирования, а в следующем, судя по всему, и вовсе могут оставить его без бюджетных средств.
Еще в конце прошлого года ФМБА известило санаторий о «продолжении оптимизации бюджетных ассигнований», заявив о сокращении расходов на медицинскую помощь в стационарных условиях на 35%, а на амбулаторную помощь их и вовсе урежут в два раза. В 2015–2016 годах расходы уменьшатся уже не на 35, а на 50 процентов.
«Финансовое обеспечение за счет ассигнований федерального бюджета по амбулаторно-медицинской помощи на эти годы вообще не предусмотрено», – заявляют чиновники.
В документе от 8 ноября 2013 г. (исх. номер 32024/693) работники Федерального медико-биологического агентства требуют от руководства санатория сократить не только коечный фонд (в числе 90 коек), но и персонал таким образом, чтобы зарплата оставшихся работников была на прежнем уровне. С учетом этого придется уволить почти половину сотрудников, то есть отбирают половину средств, а работать люди должны по-прежнему, будто ничего не произошло. Подобная «оптимизация» ведет к закрытию санатория.
Уже сегодня урезается рацион питания большинства детей. Им также отказано в воспитателе, хотя дети в основном ходячие, а не лежачие.
Давно заброшена общеобразовательная школа, ранее действовавшая. Центр лечения лишили лицензии на общеобразовательную деятельность.
А происходит это потому, что известные майские указы Путина всюду саботируются. На регионы, лишенные правительством Медведева денег, навесили дополнительные обязанности, не дав средств. В результате работникам бюджетной сферы, и не только медикам, повышают зарплату за счет сокращения их количества, что ведет к новому витку закрытия лечебных учреждений, школ. И это убивает всё новые села и деревни.
Известный санаторий на грани закрытия, зато коттеджи и гаражи на его территории, неизвестно каким чиновникам принадлежащие, растут и растут. И всё это на фоне заявления главы администрации Московской области А. Воробьёва о том, как много сейчас делается местной властью для социальной защиты населения: «Во главу угла ставятся инвестиции в социальную сферу, уже стартуют проекты в медицинской сфере…» Говорит глава и о пересмотре кадастровой стоимости земли, и о помощи в развитии общественного самоуправления, о перестройке в работе Общественной палаты и многом другом.
Интересно, помогут ли все эти «новаторства» остудить пыл оптимизации, при которой у детей забирают санатории, детские сады, спортивные клубы, школы, нанося мощнейший удар по детству и семье? Известно, что состояние здоровья детей в современной России и так угрожающее. Из общего числа появившихся на свет младенцев лишь треть можно считать здоровыми, остальные рождаются больными и входят в группу риска по различным заболеваниям.
В той же Истре, подмосковной Швейцарии, где сейчас под дамокловым мечом находится уникальная детская лечебница, всё заполонено роскошными виллами и дворцами частных владельцев, скрытых за огромными литыми, коваными заборами, вместилищами уворованных денег, выставленных напоказ, как и тысячи других шикарных никем не учтенных строений в Подмосковье, скрываемых и самими миллионерами-ворюгами, и местной властью. Этим дельцам отводят участки вопреки законам. И вряд ли перестанут это делать после так называемого упорядочения кадастровой стоимости земли.
На миллиарды, вбуханные в эти лихострои-самострои, можно было бы не только сохранить все детские лечебные учреждения, школы, спортплощадки, села и деревни, но и обеспечить достойную зарплату бюджетникам: медсестрам, врачам, педагогам. Можно было бы построить новые детсады, школы и больницы.
Недавно некоторые участники передачи «Право голоса» заикнулись было о том – мол, а почему бы не отнять да и национализировать всю уворованную частнособственническую роскошь в виде особняков, коттеджей, вилл. И тут один из дискутирующих высокопоставленных чиновников возмутился, заявив, что «делать это ни в коем случае нельзя, потому что ни у кого не хватит ни сил, ни средств ухаживать за этими дворцами».
Странный, даже смешной довод! Когда в начале ХХ века, спасая будущее молодой России, Ф.Э. Дзержинский отобрал у богачей лучшие дворцы, особняки, загородные дачи под детские дома, у полунищей и разрушенной Советской республики не только хватило на это воли и сил, но и на то, чтобы вытащить из подвалов и ночлежек миллионы сирот и беспризорных, создав для них нормальные условия жизни.
Возглавив детскую комиссию ВЧК, Ф.Э. Дзержинский поднял на эти дела всю республику как в центре, так и на местах. Чекисты совместно с органами местной власти заготавливали продукты и отправляли их «зелеными» эшелонами без малейшей задержки. Сотни тысяч детей были переселены в благополучные районы страны. Был организован сбор средств для них.
С этой же целью проводились Недели беспризорного и больного ребенка. (А сколько их сейчас в России!) Проводились субботники, а предприятия сверхурочно работали по два часа для детей. Тогда же выпускались детские марки «Спасем детей России!». В голодные годы детям отпускали взрослый паек – он был больше, чем у рабочих и крестьян.
И в это же время создавались трудовые коммуны для перевоспитания малолетних преступников. Одну из самых крупных колоний, под Харьковом, возглавил А.С. Макаренко. Накопленный в ней опыт получил «путевку в жизнь» и широко распространился за пределами страны. Подобные школы-коммуны появились даже в консервативной Англии. Об этом опыте написано много книг.
Разве можно сравнить титанические усилия Ф.Э. Дзержинского по спасению детей тогда с показушными декларациями нынешних чиновников, якобы заботящихся о детях, отвечающих за их судьбы, а на деле только разрушающих инфраструктуру для их полноценного развития и здоровья!
Ключевой принцип сегодняшних реформ – рынок. Медицина, которая должна бороться за спасение людей, и особенно за здоровье детей, превратилась в одну из сфер услуг вроде парикмахерской. Врачи превращаются в коммерсантов, извлекающих прибыль из страданий человека.
На фоне нынешних «достижений» советские «пороки», которые то и дело выявляют, кажутся благами.
Не потому ли власти отказываются восстановить памятник Ф.Э. Дзержинскому, разрушенный вандалами, что для них это укор, напоминание о том, как далеко им, нынешним чиновникам, до борца за жизнь детей Железного Феликса?
На защиту уникального детского санатория от «оптимизации», от закрытия, за сохранение рабочих мест для персонала уникальной технической базы встали представители местных отделений Коммунистической партии и всероссийского женского союза «Надежда России». Девиз их: «Спасем детей – спасем Россию!»
Россия показала пример человеколюбия, протянув руку братскому народу Крыма в трудный момент истории. Надо, чтобы политики действовали так же внутри страны, защищая национальные интересы. Задача спасения будущего наших детей должна стоять во главе их политики.
В отношении граждан нашей страны политики должны проявить честность и мужество. Когда речь идет об исторической судьбе России, ее терпеливого и страдающего народа, нужны коренные перемены в государственной политике. В первую очередь думать о людях труда, об их семьях, а не об интересах нуворишей.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино, Московская обл.