Развитию культурной революции в Советской стране в значительной степени способствовало быстрое распространение кино. А ведь появление первых кинолент, на которых были запечатлены мчавшиеся на кинозрителей паровозы или развлекавшие аудиторию трюковые сценки, казались сначала зрелищем, уводящим людей от подлинных культурных ценностей.
Первые шаги советского кино
Придавая большое значение развитию кинопромышленности, В.И. Ленин подписал 27 августа 1919 года декрет о национализации кинопромышленности. Из скудных средств, имевшихся в распоряжении, советское правительство оказывало посильную поддержку первым киностудиям рабоче-крестьянской республики. В агитпоездах, разъезжавших по стране, показывали киносеансы первых советских фильмов, запечатлевших первомайские демонстрации, парады на Красной площади, боевые сражения Красной армии. С.М. Будённый вспоминал, как 7 декабря 1919 года вместе с ним, Сталиным, Егоровым на боевые позиции выехал кинооператор Эдуард Тиссэ, который в разгар сражения «перебегал с «позиции» на «позицию», стремясь запечатлеть на пленке быстро менявшиеся картины боя». Помимо Тиссэ, хронику Гражданской войны снимали Лев Кулешов и Дзига Вертов.
И все же и во время Гражданской войны было создано несколько художественных фильмов. Сценарий для одного из них («Барышня и хулиган») был написан В.В. Маяковским, который сыграл роль в этом фильме.
Вскоре после завершения Гражданской войны, в феврале 1922 года, В.И. Ленин обсудил с наркомом просвещения А.В. Лунчарским вопросы развития советского кино. По воспоминаниям Луначарского, Ленин сказал: «По мере того, как вы встаете на ноги благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получаете при общем улучшении положения страны известную ссуду на это дело, вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще больше того – в деревне». Луначарский вспоминал, что Ленин призвал обеспечить «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающими советскую действительность». Затем, улыбнувшись, Ленин сказал: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Ленин сумел верно оценить огромные перспективы развития молодой отрасли культуры, возникшей чуть более четверти века назад.
Казалось бы, беззвучные черно-белые изображения, мелькавшие на плоском экране, не могли соперничать с театральным искусством, но первые же киноленты показали уникальные преимущества нового жанра. В кинофильме изображение отдаленного предмета могло быть в секунды приближено к зрителю и увеличено до гигантских размеров. События, разыгрывающиеся на киноэкране, развивались гораздо быстрее, чем на театральной сцене. Действие могло почти моментально перемещаться во времени и пространстве.
Необычность столь динамично развивающегося зрелища оказывала на зрителей гипнотическое воздействие, притягивая их к экрану и заставляя их вновь и вновь идти на кинопросмотры. Хотя сначала в Советской стране преобладали хроникальные фильмы (кинокартины Д. Вертова «Год без Ленина», «Шагай, Совет!», «Симфония Донбасса», Э. Шуб «Россия Николая II и Льва Толстого», «Падение династии Романовых»), создавалось все больше художественных фильмов (например, фильм «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Л. Кулешова).
К 20-й годовщине революции 1905 года было решено поручить 25-летнему режиссеру Сергею Эйзенштейну создать фильм о восстании на броненосце «Потёмкин». Оператором фильма был Эдуард Тиссэ. В съемках приняли участие до десятка тысяч человек. За несколько недель фильм был снят.
Фильм потряс кинозрителей. С помощью кинообразов в фильме были убедительно показаны бесчеловечность строя, против которого поднялась народная революция, мужество и героизм борцов за правое дело. Французский киновед Жорж Садуль писал: «Мы чувствовали огромный революционный порыв и глубокую искренность Эйзенштейна, его неукротимость, его нежность, его человеческую теплоту и его гнев. За пределами СССР цензура всюду запретила «Броненосец»; зрители собирались тайком, чтобы смотреть его. Репрессии только удесятерили взрывчатую силу шедевра; фильмотеки различных стран тщательно хранили его».
В 1926 году фильм «Броненосец «Потёмкин» был признан лучшим фильмом года Американской академией киноискусства. В том же году фильм завоевал приз на Всемирной выставке в Париже. Высокая оценка фильма сохранялась в последующие годы. В ходе опроса 117 кинокритиков различных стран мира, проведенного в Брюсселе в 1958 году, 110 из них признали «Броненосец» первым из 12 лучших фильмов мирового кино.
Даже враги, запрещавшие к показу этот фильм, признавали его совершенство. 28 марта 1933 года Й. Геббельс говорил: «С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком». Министр пропаганды отдал приказ студиям Третьего рейха создать немецкий «Броненосец «Потёмкин». Однако этот приказ выполнить не удалось.
Кино для народа
Упадок кинопроизводства в годы Гражданской войны сопровождался также сокращением числа кинотеатров. Из существовавших до 1917 года в России 1500 кинотеатров подавляющая часть закрылась. К 1921 году в Москве из 67 кинотеатров осталось лишь 4. Значительная часть проекционной аппаратуры пришла в негодность: из 1100 киноустановок, имевшихся в 1913 году, к 1922 году работало лишь 700.
Но уже в начале 1920-х годов советское государство закупало кинопроекторы за рубежом. В 1925 году в стране насчитывалось уже 3700 тысяч стационарных и передвижных киноустановок. При этом на селе их было700. Через пять лет, в 1930 году, в стране было 22 тысячи киноустановок, из них 14 тысяч приходилось на сельскую местность. Еще через 10 лет, в 1940 году, в СССР имелось 28 тысяч киноустановок с платным показом. Из них 19,5 тысячи были в сельской местности.
К началу 30-х годов «великий немой» заговорил, и в 1931 году в Москве был построен первый в стране кинотеатр для показа звукового кино – «Ударник». В том же году вышел в прокат первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь». На состоявшемся в 1932 году первом Венецианском кинофестивале этот фильм получил приз за лучшую режиссерскую работу.
А через два года на том же Венецианском фестивале главный его приз был присужден «Программе русского кино». Она включала художественные фильмы «Петербургская ночь», «Гроза», «Окраина», «Веселые ребята» (он вышел в Италии под названием «Москва смеется») и документальный фильм о спасении экипажа «Челюскин».
В стране росло число киностудий. Помимо Ленинграда и Москвы, еще до войны были созданы студии в Свердловске, Новосибирске, Ялте, Киеве, Одессе, Тбилиси, Баку, Ереване, Ташкенте и ряде других городов. К концу 30-х годов студии стали выпускать до 120 художественно-игровых фильмов ежегодно. В 1936 году был пущен в прокат первый цветной советский фильм «Груня Корнакова».
Эти фильмы имели многомиллионную аудиторию. В 1940 году число посещений киносеансов в СССР достигло 883 миллионов человек.
Любимые фильмы просматривались многократно. Зрители пересказывали и комментировали сцены из кинофильмов, повторяя наиболее яркие реплики киногероев, и они становились крылатыми фразами. Этому способствовала народная речь многих киногероев, их манеры, окружающая их обстановка, реалистично воспроизведенные на экране.
Герои фильмов были людьми из народа. Искусствовед Евгений Громов замечал, что главный герой фильма «Чапаев» был «своим, близким, легко узнаваемым для миллионов зрителей. Они переживают его экранную судьбу как собственную. Это герой не идеальный, но несущий идеальное начало, образ-пример, образ-маяк. В конце ленты Чапаев гибнет, что страшно огорчало тогдашних мальчишек, воспринимавших кино как жизненную реальность. Иные из них шли снова и снова на фильм, наивно ожидая, что любимый их герой выплывет».
«Своими», «близкими», «узнаваемыми» были и другие герои советских фильмов, которые также были не «идеальными», но также несли «идеальное начало». Такими были простые девушки, которые за полтора часа киносеанса превращались в передовиков производства, как ткачиха Таня Морозова в исполнении Л. Орловой в фильме «Светлый путь» и Глаша Новикова, которую сыграла М. Ладынина в фильме «Свинарка и пастух». Такими были ребята из бригады Клима Ярко из фильма «Трактористы». Зрители становились свидетелями того, как «мужем битая» крестьянка Александра Соколова, роль которой блестяще исполнила В. Марецкая, становится депутатом Верховного Совета в фильме «Член правительства».
Советские фильмы показывали не только легко узнаваемый быт и лишь «своих» и «знакомых» людей. На экране зрители видели строительство Комсомольска и отважную семерку полярников. Катерина Иванова, «девушка с характером», изображенная В. Серовой, увлеченно звала своих сверстниц на «близкий и любимый» Дальний Восток. Фильмы преодолевали границы и с первых же кадров фильма «Цирк» зрители переносились в южный штат США, а затем на протяжении всей картины горячо переживали за судьбу американской артистки Марион Диксон и ее симпатичного чернокожего мальчугана. Героями советских фильмов становились полководцы и государственные деятели далекого прошлого – Александр Невский, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Богдан Хмельницкий и Петр I. Кинофильмы расширяли горизонты представлений зрителей о современном мире и далеком прошлом.
Советские фильмы пропагандировали идеи патриотизма, справедливости, добра, честного отношения к труду, интернационализма и дружбы народов. Они сурово осуждали реакционные взгляды, социальные предрассудки, себялюбие и карьеризм, формалистов и бюрократов.
Советское кино помогало воспитывать подраставшее поколение. Принимались меры для того, чтобы оградить детей от пошлости иностранных лент. В 1928 году в кинотеатрах стали появляться надписи: «Детям до 16 лет смотреть фильм запрещается». Одновременно в стране стали создаваться кинофильмы для детей. На экранах появились первые мультипликационные и кукольные фильмы. В 1936 году был создан «Союздетфильм», затем преобразованный в Центральную студию детских и юношеских фильмов. Еще до войны дети с восторгом смотрели фильмы «Белеет парус одинокий», «Остров сокровищ», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров». Сценарии для фильмов «Тимур и его команда» и «Клятва Тимура» были написаны Аркадием Гайдаром.
Умение творцов фильмов захватить зрительские сердца объяснялось тем, что они создавались, как правило, на высоком уровне профессионализма, с исключительной отдачей творческих сил и сознанием высокой ответственности перед обществом.
Внимание Сталина к важнейшему искусству
Со времен Ленина правительство страны продолжало следить за развитием советского киноискусства. Позже режиссер Г.Ф. Александров вспоминал, как в 1929 году его и С. Эйзенштейна пригласили в Кремль к Сталину. Хотя причина для беседы была вызвана критическим отношением Сталина и других членов Политбюро к фильму «Генеральная линия», созданного С. Эйзенштейном и Г. Александровым и посвященного преобразованиям в советской деревне, как вспоминал Г. Александров, Сталин «разговаривал с ними в мягком тоне, заинтересованно и доброжелательно... В основе его претензий к этой не по нашей вине затянувшейся на два года работе было то, что в ней не удалось масштабно показать размах дел по социалистическому преобразованию деревни... Созданный нами в 1926 году сценарий оказался устаревшим, а название фильма «Генеральная линия» звучало несколько претенциозно. Сталин, высказав эти вполне резонные соображения, предложил изменить название фильма. «Старое и новое» – это его слова, ставшие в конце концов названием картины».
На этой же встрече Сталин дал согласие на длительную заграничную командировку Эйзенштейна, Тиссэ и Александрова, указав им на необходимость «прежде всего детально изучить звуковое кино. Сталин говорил также о воспитательных задачах кинематографа, подчеркнув особое значение для советских художников марксистского учения». Но перед поездкой в США и другие страны Сталин порекомендовал троим поездить по Советскому Союзу, чтобы «увидеть своими глазами, что делается в различных его уголках». Александров писал: «Беседа со Сталиным и поездка по стране не только дала новую концовку нашему фильму, но и оказали большое влияние на восприятие всего, что мы впоследствии увидели в Европе и Америке».
Не раз встречался Сталин и с выдающимся советским режиссером А.П. Довженко. Первая встреча состоялась через 22 часа после того, как режиссер опустил в почтовый ящик письмо с просьбой о приеме.
Как вспоминал А.П. Довженко, Сталин прослушал прочтенный режиссером сценарий фильма «Аэроград», и дал «ряд указаний и разъяснений». Довженко писал: «Я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона нашего дела. В заключение Довженко писал: «Я ушел от товарища Сталина с просветленной головой, с его пожеланием успеха и обещанием помощи».
Установка на пропаганду великих задач социалистического строительства не мешала Сталину поощрять развитие советской кинокомедии. Когда критика обрушилась на фильм «Веселые ребята», Сталин, просмотрев картину, сказал: «Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске».
Как и многие тогдашние кинозрители, Сталин не раз пересматривал полюбившиеся ему фильмы. Кинопросмотры, в которых принимали участие члены Политбюро, шли в Кремле. С. Аллилуева, которая, как правило, была участницей этих кинопросмотров, вспоминала: «Сколько чудных фильмов начинали свое шествие по экранам именно с этого маленького экрана в Кремле! «Чапаев», «Трилогия о Максиме», фильмы о Петре I, «Цирк» и «Волга-Волга».
Свое внимание к кинофильмам Сталин не ограничивал беседами с режиссерами или отдельными репликами во время киносеансов. Нередко его участие в работе над фильмом начиналось со знакомства с киносценарием, особенно когда речь шла о фильмах на исторические темы. В своем письме от 9 июля 1940 года Сталин подробно разобрал сценарий фильма «Суворов». Он подчеркивал: «Пора перестать изображать Суворова как добренького папашу, то и дело выкрикивающего «ку-ка-ре-ку» и приговаривающего «русский», «русский». Не в том секрет побед Суворов. В сценарии не раскрыты особенности военной политики и тактики Суворова: 1) Правильный учет недостатков противника и умение использовать их до дна. 2) Хорошо продуманное и смелое наступление, соединенное с обходным маневром для удара по тылу противника. 3) Умение подобрать опытных и смелых командиров и нацелить их на объект удара. 4) Умение поддержать в армии суровую, поистине железную дисциплину».
Поскольку к тому времени фильм был уже почти готов, режиссер В. Пудовкин не стал существенно менять картину. Сцена, в которой Суворов кричал «ку-ка-ре-ку», сохранилась. На экране полководец говорил не раз о том, что он «русский». Однако замечания Сталина о военном искусстве Суворова и внимании полководца к дисциплине были учтены. Создатели фильма и исполнители главных ролей были удостоены Сталинской премии.
В годы войны
Выпущенные фильмы о русских полководцах стали частью патриотического воспитания советских людей накануне Великой Отечественной войны. После 22 июня 1941 года кинематографисты стали создавать фильмы о подвиге советского народа, участвуя непосредственно в героической борьбе. В первые три недели войны было сформировано 20 киногрупп, насчитывавших 80 кинооператоров, которые снимали ход боевых действий. В дальнейшем в этих съемках приняли участие 258 кинооператоров.
Часто съемки велись в боевых условиях. Порой кинооператор был вынужден применять оружие. Кинооператор С. Школьников вспоминал, как он летел на самолете над линией фронта под Полтавой. Он находился в кабине радиста, когда самолет был атакован вражеским истребителем. Тогда оператору пришлось стрелять из пулемета. Почти каждый из фронтовых кинооператоров был ранен. Каждый второй был тяжело ранен. Каждый четвертый был убит.
Подвиги кинооператоров позволили им создавать поражающие своей правдивостью фильмы уже в первые месяцы войны. Сначала были выпущены короткометражные картины: «Молодежь на защиту Родины», «Наша Москва», «Хлеб – Родине», «Черноморцы». Затем был создан полнометражный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Фильм стал ярким документальным свидетельством о подвиге советского народа, отразившего попытки германских войск захватить столицу нашей Родины. Его показывали по всей стране и за ее пределами.
Через год был выпущен документальный фильм «Сталинград». 28 марта 1943 года в своем послании И.В. Сталину У. Черчилль писал: «Вчера вечером я видел фильм «Сталинград». Он прямо-таки грандиозен и произведет самое волнующее впечатление на наш народ».
Одновременно создавались художественные кинофильмы. С первых же дней Великой Отечественной войны стали выпускать киносборники, в которых снимались самые популярные советские актеры. Вскоре появились полнометражные фильмы, посвященные войне, – «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Жди меня», «Два бойца» и многие другие.
В это же время создавались фильмы о Гражданской войне («Оборона Царицына», «Александр Пархоменко», «Котовский») и даже кинокомедии («Воздушный извозчик», «Близнецы», «Небесный тихоход»). На основе водевиля А.П. Чехова был создан фильм «Свадьба», в котором было занято целое созвездие лучших советских комедийных актеров.
Советское кино на мировом экране
За годы войны было разрушено более 600 городских кинотеатров, уничтожено 7,5 тысячи киноустановок, были разорены базы и фильмотеки республиканских киностудий, оказавшихся на оккупированных территориях. Однако уже в первые послевоенные годы в разоренной стране среди городских развалин стали воздвигать новые кинотеатры. Число киноустановок в стране выросло с 28 тысяч в 1940 году до 103,3 тысячи в 1960-м и 157 тысяч в 1970 году. В 1961 году в Москве был открыт трехзальный кинотеатр «Россия», в главном из которых было 2500 мест. В 1967-м в Ленинграде был открыт кинотеатр «Октябрьский» с 5000 мест.
Число выпускаемых фильмов возрастало. Если в 1940 году вышло в прокат 54 полнометражных фильма (из них 38 художественных), то в 1960-м их было 139 (из них 108 художественных). В 1970–80-е годы 40 киностудий страны выпускали в среднем ежегодно по 130 художественных, почти 100 телевизионных фильмов и более 1400 документальных, научно-популярных и учебных фильмов.
Совершенствовалась техническая база кинематографа. Появились широкоформатные фильмы. В то же время советский кинематограф оставался верен принципам реализма, характерным для отечественного искусства. Случайно став участником съемок фильмов из киноэпопеи «Освобождение», я видел, как тщательно режиссер Ю.Н. Озеров и все сотрудники киногруппы подбирают не только актеров для съемки, похожих на исторических героев, но даже предметы, произведенные в давно ушедшие годы. Съемка сцен переговоров Сталина с Черчиллем 1942 года снималась в Кремле, а Ялтинская конференция – в Ливадийском дворце. Разумеется, я не мог лично увидеть огромную работу, которая предшествовала съемке, – подготовку сценария, работу режиссера с актерами и др. Однако я видел, что даже небольшая сценка продолжительностью в пару минут занимала чуть ли не полный восьмичасовой рабочий день, в ходе которого снималось немалое количество дублей. Пока Ю.Н. Озеров проговаривал со всеми актерами все детали снимавшейся сцены, осветители и операторы старательно устанавливали свою аппаратуру. После команды «Мотор!» и удара «хлопушкой» актерам, входившим в образ на пару минут, приходилось нередко демонстрировать накал страстей, а затем после небольших перерывов вновь и вновь добиваться такого же эмоционального состояния. Не меньшее число дублей создавалось при озвучивании фильмов. Из снятых и озвученных пленок режиссер отбирал наиболее удачные.
Так создавались лучшие фильмы страны, которые стремились посмотреть все советские люди. Как и до войны, за четыре послевоенных десятилетия на экраны страны вышло немало популярных кинокомедий, фильмов о советской и дореволюционной истории. Создатели довоенных лент и молодые выпускники кинематографических высших учебных заведений создавали все более глубокие в психологическом отношении фильмы о современной жизни. В них ставились серьезные проблемы общественной морали, отношений между людьми в трудовых коллективах и дома, когда они оставались «без свидетелей».
Отвечая возросшим духовным потребностям, фильмы привлекали в кинотеатры все больше кинозрителей. Их число выросло с 883 миллионов человек в 1940 году до 3 миллиардов 611 миллионов в 1960-м и 4,5 миллиарда в 1972 году. Активной посещаемости кинотеатров способствовали и низкие цены на билеты. Посещение утреннего сеанса обходилось в 10 копеек, а посещение вечернего стоило около 70 копеек. Лишь билет на сеанс двухсерийного широкоформатного фильма мог стоить больше одного рубля.
Посещение кинотеатров стало обычным видом досуга для многих советских людей. В 1970 году в среднем на одного жителя СССР приходилось 19 посещений кинотеатров в год. При этом средний горожанин смотрел кино 21 раз в год, а житель сельской местности – 17 раз в год.
Хотя в то время в быт каждой советской семьи вошел телевизор, посещаемость кинотеатров сокращалась не так резко, как это происходило в странах Запада под воздействием голубого, а затем цветного экрана. В 1982 году средний житель СССР посещал киносеансы 16 раз в год.
Как и до войны, послевоенные советские фильмы вновь получили всемирное признание. В 1946 году на Венецианском кинофестивале призами были награждены советские кинокартины «Непокоренные» и «Клятва». Через год на фестивале в Венеции приз за лучший киносценарий был присужден советскому фильму «Весна».
Первый международный кинофестиваль, проведенный в Каннах в сентябре 1946 года, открылся показом советского документального фильма «Берлин». Большая национальная премия на этом фестивале была присуждена кинокартине «Великий перелом». Тогда же премию за лучший киносценарий присудили фильму «Каменный цветок».
А вскоре на других Каннских фестивалях были премированы фильмы «Кубанские казаки», «Заговор обреченных», «Смелые люди», «Большая семья».
На состоявшихся в 60–70-х годах в Венеции кинофестивалях призов были удостоены фильмы «Гамлет», «Морозко», «Живет такой парень». «Иваново детство». Режиссер С. Юткевич был премирован за вклад в киноискусство,
М. Ульянов – за исполнение роли в фильме «Частная жизнь», Е. Леонов – за роль в фильме «Осенний марафон». На Каннском фестивале первый приз был присужден фильму «Летят журавли».
В 60–80-х годах голливудскую премию Оскар получили фильмы «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит».
Крушение отечественного кинематографа
Ситуация изменилась с началом горбачевской перестройки. В своем выступлении на XXVII съезде КПСС 28 февраля 1986 года первый секретарь Союза кинематографистов Л.А. Кулиджанов с тревогой заметил: «Прокат забит всякой заграничной пошлятиной, либо пошлятиной нашей, но «под заграницу». Кулиджанов признавал, что засилье пошлости и серости на экране разрушало ценностные установки зрителей. Он призывал: «Надо заново прививать зрительской массе вкус к серьезным, умным фильмам».
Однако поставленная Кулиджановым задача не была решена. В то время угроза исходила не только из кинотеатров, но и от повсеместно создававшихся видеосалонов. Неконтролируемый рынок видеосалонов, нередко подпольный, привлекал огромное число зрителей, особенно неискушенных. Фильмы со сценами жестокого насилия, фильмы ужасов, включая картины про нашествия страхолюдных пришельцев или глобальные катастрофы, которым прежде был закрыт путь в нашу страну, завораживали юных зрителей, зомбировали их. Я помню мальчишку в автобусе в конце 1980-х годов, который с остекленевшими глазами пересказывал своим дружкам только что увиденный им фильм про внеземных чудищ. В это время халтурщики-переводчики быстро обогащались, озвучивая иностранные порнофильмы для видеосалонов.
В то же время поиск новых решений уводил ряд кинематографистов от того пути, по которому до тех пор шло советское кино. В последние годы существования СССР многие кинематографисты явно растерялись и создавали фильмы в стиле кафкианского абсурда. Другие требовали радикальной ломки советских устоев и приняли самое активное участие в разрушении родной страны, ее культуры, памяти о ее прошлом. Тем временем посещаемость кинотеатров падала. К 1992 году среднее число посещений кинотеатров одним жителем страны сократилось до 12.
В статье А. Гусева и К. Шавловского «Новейшая история отечественного кино», размещенной в интернете, говорилось: «Кинотеатры всеми правдами и неправдами пытались заманить зрителя в залы, для чего заполняли репертуарную сетку продукцией, граничащей с порнографией». Однако вырученных таким образом средств не хватало на ремонт кинотеатров. Они ветшали. Гусев и Шавловский писали, что «во многих сельских кинозалах специально отгораживают места под прорехой в крыше». Разрушались кинопленки: «С трудом добытые копии изнашивались до дыр, сеансы все чаще отменялись из-за отсутствия зрителей. Кинозал стал стопроцентно убыточным предприятием. Поэтому местные власти закрывали кинотеатры, переделывали их и продавали коммерсантам, либо директора осуществляли коммерческую деятельность, перегораживали интерьеры и сдавали в аренду большую часть площадей тем же коммерсантам, время от времени показывая фильмы «для отчетности». К середине 90-х гг. большинство кинотеатров страны превратились в мебельные магазины, автомобильные салоны, баптистские общины или казино».
Теперь средний житель России ходил в кино от 0,25 до 0,3 раза в год, то есть в 60–70 раз реже, чем в 70–80-х годах. При этом те, кто продолжал посещать кинотеатры, смотрели в основном иностранные фильмы, главным образом американские. В 1997 году кинопродукция России сократилась до 17 полнометражных картин.
Кино для состоятельных
На рубеже столетий началось быстрое строительство новых кинотеатров с несколькими небольшими, но комфортабельными залами. Их число составляло 105 в 2000 году и выросло в 7 раз в 2008 году, достигнув 736. Число кинозалов в них увеличилось с 78 до 1864. Однако это были кинотеатры не для всех.
90% таких кинотеатров было построено в городах с населением свыше 100 тысяч человек. Благодаря этому более половины населения страны осталось без подобных кинотеатров. В первой половине 2013 года число кинопосещений в России составило 16,3 миллиона. За 1982 год в РСФСР было 2 миллиарда 346 миллионов кинопосещений, и это означает, что посещаемость кино в России за три десятилетия сократилась в 144 раза!
Не всем по карману посещение новых кинотеатров. Средняя стоимость одного билета в кино составила в 2013 году более 200 рублей. Однако эти средние цифры скрывают огромную стоимость билетов в ряде столичных кинотеатров. Например, за просмотр оперы Дворжака «Русалка» в московском кинотеатре «Горизонт» 8 марта мне и супруге пришлось заплатить 2000 рублей. Опросы свидетельствовали, что 25% населения посещали кинотеатры не реже раза в месяц, а 27% – раз в квартал. Остальные либо никогда не ходили в кино, либо посещали его крайне редко.
Те же, кто ходил в кино, смотрели прежде всего преобладавшую в репертуаре заграничную продукцию. Лидерами просмотров стали американские фильмы. На них приходится около 80% кассовых сборов кинотеатров, а, по разным подсчетам, на российские фильмы приходится от 10% до 16% таких поступлений.
Первые три места по кассовым сборам в 2011 году заняли фильмы «Пираты Карибского моря», «Трансформеры 3. Обратная сторона Луны» и очередной фильм про Гарри Поттера. Наиболее успешный в кассовом отношении российский фильм «Выкрутасы» занял 17-е место по денежным сборам.
При этом лучшие российские картины, такие как патриотические фильмы В. Бортко, не получали ни должной рекламы, ни возможностей для их демонстрации. Рекламировались же фильмы бессменного руководителя Союза кинематографистов Никиты Михалкова, хотя показы очередного продолжения фильма «Утомленные солнцем» ознаменовались грандиозным провалом. Генеральный директор Movie Research Олег Иванов писал: «Наши фильмы становятся все менее привлекательными для зрителей: кого-то не устраивает их качество, а кто-то давно перестал верить многообещающей рекламе». Опрос социологической службы «Ромир» свидетельствовал: треть молодых кинозрителей не хотят смотреть отечественные фильмы.
Наследие советской культуры против сил деградации и разрушения
Парадоксальным образом нынешнее телевидение, не прекращающее ни на один день атаки на советское прошлое, в тот же день на разных каналах демонстрирует от пяти и более советских фильмов.
Правда, советские фильмы часто показывают либо в 2 часа ночи, либо в 5 часов утра. Однако в праздничные дни редкий телеканал обходится без советского кино. Много советских фильмов по центральным телеканалам было показано в этом году 8 марта: «Служебный роман», «Блондинка за углом», «Девушка с гитарой», «Просто Саша», «Любовь и голуби», «Девчата», «Будьте моим мужем», «Свадьба с приданым», «Большая семья», «Кубанские казаки» и др.
Считается, что эти фильмы показывают для лиц пенсионного возраста, якобы откликаясь на их ностальгию по советскому прошлому. Однако с этими чувствами пенсионеров не считаются, не прекращая злобные антисоветские передачи. Уступкой настроениям пенсионеров нельзя также объяснить, почему почти каждое воскресенье по утрам демонстрируют советские сказочные фильмы и редкий день обходится без показа советских мультипликационных фильмов для детей.
Хотя показ советских фильмов по телевидению строго дозирован и практически все историко-революционные фильмы советской поры находятся под запретом, телемагнаты вынуждены обращаться к советскому кино, чтобы сохранить свою аудиторию. Ничего, кроме советских фильмов, они не могут предложить детям. А поэтому они снова и снова показывают сериалы про приключения Электроника, отроков во Вселенной и девочку – гостью из будущего.
Телеканалы вынуждены вновь и вновь крутить «Кавказскую пленницу», «Бриллиантовую руку», «Ивана Васильевича», «С легким паром», потому что подобных кинокомедий, которые бы с удовольствием посмотрели люди в праздничные дни после крушения СССР, не было создано. Хотя за двадцать с лишним лет не раз на экранах появлялись широко разрекламированные комедии, они не веселили зрителей и быстро забывались.
Не сумел постсоветский кинематограф создать и киногероику, а потому вынужден повторять сериал «Семнадцать мгновений весны», фильмы из сериала «Освобождение» и другие советские фильмы о Великой Отечественной войне.
Даже в день 4 ноября, который стали отмечать, чтобы перечеркнуть память о Великой Октябрьской cоциалистической революции, показывают советский фильм «Минин и Пожарский». Кроме убогого фильма «Царь», постсоветское кино не смогло создать фильмов о дореволюционном прошлом страны.
Сумев подражать Голливуду в фильмах про бесконечные драки и насилие, постсоветский кинематограф не смог предложить зрителям фильмы про простых и добрых людей. Примитивные постсоветские фильмы не помогут зрителям разобраться в жизненных сложностях, которые внимательно и глубоко исследовались в советских кинокартинах. А потому шедевры советского кино порой показывают по каналу «Культура».
Устав от непрерывной стрельбы, поножовщины и злобы постсоветского кино, зритель обращается к советским фильмам, в которых обязательно встретит героев, следующих принципам добра и справедливости. Поэтому спрос на советское кинонаследие огромен, а в интернете выставлены сотни копий советских фильмов, которые предлагают скачать.
Образцы «самого важнейшего искусства» Советской страны до сих пор демонстрируют непревзойденные достижения советской культуры. В годы разгула антисоветизма, реакции и мракобесия советское кино противостоит клевете и продолжает вести борьбу за передовые идеалы социалистического общества.
Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ
Кадр из фильма "Трактористы"